Краткое Описание
Язык
– тюркский (диалект алтай-кижи), русскийПисьменность
кириллицаРелигия
шаманизм, православиеЧисленность
1 880Традиционной религией алтайцев был шаманизм, поклонение многочисленным духам, населяющим Небо, Землю, Подземный мир. В XVIII–XIX вв. заметное влияние оказал буддизм, а в сер. XIX в. – христианство. Большая часть населения Горного Алтая к началу XХ в. считалась православными. Алтайцы усвоили православные праздники (Крещение, Пасху, Троицу), некоторые обычаи (например, обычай вешать на Троицу в доме свежие цветы и хранить их целый год). Православные молитвы были переведены миссионерами на алтайский язык, служба в православных храмах ведётся на алтайском и русском языках. Православные священники-миссионеры на Алтае нередко выступали просветителями: они изучали алтайский язык, обучали алтайцев русской грамоте.
Частично в среде алтайцев сохранялся шаманизм с верой в духов: хозяев (ээзи) и родовых божеств. У них существовало представление о том, что мир управляется множеством добрых и злых духов, которыми повелевают два божества: добрый создатель мира Ульгень и злой подземный владыка Эрлик. Им обоим в жертву приносили лошадей, мясо которых поедалось участниками церемонии, а шкура растягивалась на шесте и оставлялась на месте жертвоприношения. Особый пласт верований составляют представления о шаманах как о людях, наделённых сверхъестественной силой. Шаманы спускаются в подземное царство, к владыке Эрлику, чтобы вернуть душу больного человека, изгоняют вселившихся в людей злых духов. Шаманам приписывается способность предсказывать будущее, летать, превращаться в живых существ и неживые предметы.
В нач. ХХ в. среди алтайцев начал распространяться бурханизм («молочная вера»), базирующийся на буддизме. Бурханисты совершали групповые моления светлому божеству ЮчКурбустану, отказывались от жертвоприношений животных, заменяя их возлияниями молока, уничтожали кошек как представителей темного бога Эрлика. После 1917 г. антирелигиозная политика власти привела к полному исчезновению бурханистов.
Алтайские поселения представляли собой небольшие разбросанные поселки в долинах рек, в которых насчитывалось несколько жилых построек, стоявших на значительном удалении друг от друга. Для разных групп населения были характерны различные жилища. Тип жилища зависел от степени оседлости, экономического положения семьи. У южных алтайцев существовала войлочно-решётчатая юрта, напоминающая чум, крытая полосами бересты (аланчик). Традиционное алтайское жилище (чаадыр) – конусообразная жердевая постройка, крытая корой лиственницы или березы. В центре его, как в юрте, располагался открытый очаг, дым из которого выходил в отверстие крыши. У оседлых групп населения использовались срубные восьмиугольные жилища (айыл). В XX в. все большее распространение получали бревенчатые постройки. Появляются жилища, подобные русской избе с полом, окнами и печью. Зажиточные скотовладельцы возводили подсобные хозяйственные постройки и помещения для содержания скота. Иногда их объединяли с жилой частью, таким образом создавалась незнакомая прежде алтайцам усадьба.
Основные традиционные занятия северных алтайцев – скотоводство, ручное земледелие, рыболовство, охота, собирательство (кедровый орех, съедобные растения, коренья), домашние ремёсла (кузнечное, ткацкое) и др. Жители северного Алтая умели ткать, поэтому материал изготавливали самостоятельно из растений (конопля, крапива). Южные алтайцы занимались скотоводством, охотой в горной тайге и степях, ручным земледелием. Они разводили лошадей, овец, коров, коз и верблюдов. Семьи кочевали со скотом от зимних пастбищ в межгорных долинах к летним в высокогорных степях. В ХХ в. у алтайцев получили распространение стойловое содержание скота и огородничество, связанные с оседлым образом жизни. Важное место в их системе жизнеобеспечения занимали охота на маралов, пушных зверей, птиц, сбор ягод, полевого лука, дикого чеснока, колбы (черемши), дикоросов. Земледелие имело подсобный характер. Сеяли главным образом ячмень, реже просо, пшеницу.
Наиболее распространенной и традиционной для алтайцев является мясная, а также молочная пища, представлявшая собой различные стадии переработки кислого молока. Молочную пищу употребляли с ячменным толокном (талкан) или крупой, кореньями съедобных растений. Главный продукт из молока – масло. Всё, что остается в результате его приготовления, идет на закваску чегеня – исходного продукта для кисломолочных блюд (аарчи, курута, эдигея). Каймак готовят из кипяченого цельного молока, которое ставят в прохладное место и через сутки снимают сливки.
У южных алтайцев для мужского и женского комплекса одежды были характерны длинная рубаха с широкими рукавами и открытым воротом и широкие штаны, которые обычно шили из покупной ткани, иногда из кожи. Сверху надевалась свободная овчинная шуба до пят (мехом внутрь) с большим запахом, которую подпоясывали широким куском ткани и носили не только зимой, но и летом. Иногда летом вместо шубы надевали подобный ей по покрою суконный или матерчатый халат с большим отложным воротником из цветной ткани. Женщины поверх шубы или халата носили длиннополую распашную безрукавку-чегедек, обычно отороченную яркой тканью или позументом. По всей косе, которая служила украшением женской головы, посажены медные солдатские пуговицы. Концы кос непременно должны быть ниже пояса. Обувью служили высокие мягкие сапоги без каблуков. На голове носили мягкую цилиндрическую или округлую шапку из цветной ткани, подбитую мехом чёрного барашка, с меховым околышем. Зимняя одежда состояла из кафтанов, сшитых из мягкой кожи, бараньих шуб белой шерсти, простых и крытых плисом, непременно с каймой, как у халата.
Одежда северных алтайцев отличалась материалом и покроем. Они знали ткачество и умели из конопляных и крапивных нитей изготовлять холст, из которого шили длинные холщовые рубахи и штаны, сверху надевали свободную халатообразную рубаху. Ворот, рукава и подол рубахи орнаментировались цветными нитями. Женщины повязывали голову платками. Промысловый охотничий костюм отличался от повседневного: охотники надевали войлочную куртку и меховые штаны.
Самый крупный жанр алтайского фольклора – героическое сказание ( эпос), для которого характерны возвышенность стиля, монументальность образов и весь спектр поэтических приемов Другой мощный жанр – сказки герои которых (Башпарак, Шестиглазая Карагыс, Ырысту, Золотой Каньпук, Ёлгёй-Багай) наделя¬ются неординарными способностями. Алтайские мифы – самые древние прозаические фоль¬клорные произведения; предания (кеп-куучын), повеству¬ющие о камах (шаманах) и героях (Шуну, Мырат-Бий, Солтон, Ирбизек, Калдан-Каан ); рассказы о народных целителях и др. Устные рассказы о сверхъестественных явлениях, потустороннем мире имеют национально-регионельные черты: места действий, имена и характеристики персонажей. Песни (южно-алтайские «кожон», северо-алтайские «сарын») отличаются многообрази¬ем внутрижанровых разновидностей.
В рамках обрядового фольклора стоит назвать благопожелания (алкыш) для обращения к божествам, духам с просьбой о ниспослании блага и отвращения зла, ис¬полняющиеся в системе ритуалов, направленных на их задабривание.
Алтайский фольклор богат краткими рассказами шуточного содержания (шоктомдор или шоктом куучындар), загадками (табышкак), пословицами и поговорками (кеп сестёр, укаа сестёр) с поучительным смыслом.
В алтайском традиционном песенном творчестве имеются песни, созданные в байской среде и выражающие их идеологию (песня о жестоком феодале Канза-бие). Каждый род, каждое племя имели свои песни (jaнap-кожоҥ), имеющие для развития алтайской культуры не менее важное значение, чем героические сказания. Среди них особо выделяется ритуально-обрядовая песня «Jанар кожон», которая исполняется при молениях, на свадьбах, иных значительных событиях. Песня может посвящаться родине, отцу и матери, народу, ребенку, новобрачным, но всегда «Jанар кожон» несет в себе положительные эмоции, воспевает, возвеличивает, вселяет надежду.
Пример «Jанар кожон» (с. Кырлык Усть-Канского района):
Алтын чакы тургажын К золотой коновязи
Ак-бороны буулайдым, Темно-серого (коня) привяжу,
Албатынын ортодо Среди народа
Ак jанарды айдадым . Белую песню спою.
Кумуш чакы тургажын К серебряной коновязи
Кок-бороны буулайдым, Сине-серого (коня) привяжу,
Кооркийлердин ортодо Среди милых людей
Кок jанарды айдадым. Синюю песню спою.